wtorek, 30 marca 2010

Следами торговцев янтарём или пешком по янтарному пути

Моя история, которую я написала о Големe, началась много лет назад после просмотра чешского фильма о пекаре и Големе. Изучая культуроведение в УАМ в Познани, я посвятила дипломную работу бакалавра именно Голему, который был создан из глины. Его «сделали» наподобие робота, с целью выполнения работы вместо людей. Однако: может быть, что Голем вовсе не был бездушной куклой, возможно, чувствует, возможно, видит сны и осознавая свою никчемную рабскую «жизнь», начинает бунтовать?
Очередную работу, теперь уже магистерскую, я планировала написать про янтарный путь, после того как я пешком прошла польский отрезок этого старинного пути. Так же как и каштаны, я люблю янтарь, возможно, он в себе имеет что-то магическое. Я начала просиживать в библиотеках в поисках материалов о пути, которым следовали купцы янтаря. Впоследствии разных причин мне не удалось его «отмаршировать» и работу я написала о Йозефове, еврейском районе в Праге, в какой-то степени продолжая тему Голема. И лишь из-за сантиментов к столице Чехии, я поработала над одной из ветвей бывшего янтарного пути, ведущего через Прагу. 


Путешествие за «золотом севера» я начала 30 июля, посреди лета, с улицы Подебрадска в восточной части столицы Чехии, Высочаны. Возможно, как и торговцы янтаря, я пережила и жару в Чехии, и проливные дожди в Польше, и ночные путешествия. Так же пришлось вылечить вывихнутую ногу и вернуться во Вроцлав на трассу, через несколько дней перерыва. А одна из польских фирм обеспечила моё пребывание в Калининградской области. Продвигаясь по западной части Самбии, я встречалась с искателями янтаря, и осматривала их добычи. На моей ладони лежали свежо выловленные, сырые кусочки янтаря, при этом моё впечатление было настолько неимоверным, что даже позабыла сделать фотографии.

Так же, как и купцы останавливались на своём пути, я планировала ежедневно пройти по 20-30 километров. Затем разместиться на ночлег, безусловно, в местности заранее запланированной, как правило, покушать, увидеть что-то новое, а вечером заполнить дневник. Но фактически это выглядело иначе, о чём расскажу позже. В связи с тем, что на 1000 километровом пути ночлеги были в разных местностях, я их заранее не резервировала. Единственно, благодаря дочке, я с интернета распечатала список молодёжный общежитий на территории Польши. Благодаря этому я сэкономила на ночёвках, так как цены были в два раза ниже, чем в гостиницах с такими же стандартами (ванная комната на коридоре).

На первом 20 километровом этапе трассы была местность Мхов на территории Чехии. И уже в первый день мне пришлось, так сказать, идти на «лестницу», потому что цена ночлега многократно превышала предназначенную сумму на эту цель. Цена за ночлег была 900 крон (примерно 125 злотых) лишь в одной гостинице, где были свободные места,. Так что пришлось маршировать в направлении Подебрад по трассе запланированной на следующий день. Горячий воздух волнами ударял от асфальта, болело бедро и плечо, а рюкзак дополнительно «разогревал». Наконец, через 34,5 километра, в местности Садска, «хорошие» люди направили меня в гостиницу Модра Хвезда. Ночлег стоил 315 крон.

На пути всего путешествия самое приятное было прогулки через деревни, леса и поля. Можно было есть фрукты прямо с деревьев или собирать на обочине нагретые солнцем сливы, яблоки и мирабель. Именно этими фруктами я «упивалась», направляясь в Градец Кралове. Проходя местность Неполисы, я купила минеральную воду и счастливо продолжила путь. Но в следующих местностях, на протяжении 26 километров трасы: Лукова, Млекосрбы, Быджовска Лхотка, Бархов, Звиков, Кунчице, Радостов, Радиковице, Техловице, по дороге нельзя было купить воды, потому что маленькие магазинчики были открыты утром, а потом лишь после обеда, так же как и таверны. По трасе я выпивала дословно «гектолитры» воды, а в этот день я думала, что просто не выдержу. Лучше иметь с собой запас воды, но как себя «навьючить» тетрапаком воды на столько километров. Была ситуация, когда некая женщина хотела налить мне в пустую бутылку воды, но для этого нужно было пойти к её дому, так что я поблагодарила с надеждой, что я всё-таки, где-то куплю воду. Наконец-то 3 километра перед Храдец Кралове, в Стежери, был открыт магазин. Я залпом выпила 1,5 литра воды, 1 литр сока, съела мороженное, слегка отдышалась и «доковыляла» до Храдец Кралове. По информации, которую я получила от встречных людей, не было другой возможности дешевле переночевать, только в гостинице за 790 крон. Я проверила, хватит ли мне крон и потом лишь, будучи в гостинице, я задумалась. Стоит ли продолжать маршрут, если я буду столько тратить? Кстати, по поводу пустой бутылки, на всей трасе я не выбрасывала мусор где-нибудь, я несла его в сетке так долго, что бы выбросить его в мусорный ящик. Знаю, возможно, я немного и странно выглядела, в комплекте с рюкзаком и сеткой.

Готовясь в путешествие, для меня очень важно было проложить трасу на основе научных публикаций, чтобы она проходила именно в соответствии со старым янтарным путём. В связи с ограниченными финансовыми возможностями, карты я распечатывала с интернета; чешского туристического сайта Czeczot и польского сайта Szukacz. Так же делала ксерокс карт с библиотек и одолжила у знакомых. Расстояния, если они не были указаны на карте, рассчитывала «домашним» методом, то есть измеряла линейкой согласно масштабу карты. Не имея точных карт местности, часто оказывалось, что вместо одной дороги указанной на карте, реально их было две или три. В таких ситуациях бесценной была помощь водителей. Я убедилась в этом, когда «убегала» от наводнения в Каменице Зомбковицкой. Budzówka уже поднялась до самого моста, пропускали только пешеходов, готовили пути эвакуации. Заливало улицы, и что было самое страшное, в подвалы лилось воды больше, чем жители успевали выкачивать. Я вышла приблизительно около 14.00, переживая, что дальше не смогу идти из-за дождя. В шлёпанцах я прошла по залитым улицах. Сперва, что касается информации, всё было отлично. Водитель, ехавший с семьёй, подробно мне объяснил, куда мне направляться согласно карте. Позже, не взирая на несколько попыток, никто не хотел останавливаться и в результате я сбилась с запланированной дороги. Что бы всё исправить, мне пришлось проделать несколько лишних километров, но уже стало темно, а в окрестностях не было места для ночлега. Кроме этого, я подвернула ногу, которая всё больше болела. Я расстелила каримат и часик вздремнула под кустом вдоль дороги. Пахло сеном, дул сильный западный ветер. Хромая, я двинулась в путь, уже не идя, а волочась. Но всю ночь мне сопутствовала гора, а на ней мигающая мачта, как маяк. Огни Сленжи то слева, то сзади, указывали мне направление, куда нужно двигаться, я была уверенная, что я на правильном пути. К утру, после 14 часового марша, я первый раз решилась подъехать 5 километров на ночлег в Пусткове Вильчковским.
Очень много времени у меня отнимал именно поиск ночлега и зачастую вместо того что б спать, я дремала, так болели мои ноги. В гостинице в Квидзине, я лишь утром заметила ещё одну дверь в комнате, а за ней ванную. Представьте себе, какая я была уставшая и зачастую не в состоянии была вести дневник. В результате, количество километров, которые я записывала, отличалось от реально пройденных. Когда я всё подсчитала, то оказалось больше, так как я не прибавила два участка, так что уж оставила 1020, что бы ни обвиняли меня в обмане.
На протяжении всего путешествия также были и приятные вечера, когда люди очарованные моими рассказами о пути, безвозмездно предлагали мне ночлег. Неоднократно также помогали мне встречные дети. Однажды, меня спросили, о чём я думаю, когда путешествую. В основном о том, будет ли где переночевать.

Участок с Торуня в направлении Хелма не относится к самым приятным, так как пришлось маршировать по автомагистрали. И в Польше, и в Чехии, некоторые участки бывшего янтарного пути совмещались с автотрассами, с большим транспортным потоком и у меня не было выбора, оставалось лишь маршировать по обочине.
Возможно, то, что я напишу, покажется странным, но не нужно платить большие деньги за экстремальные виды спорта. Например, можно "пройтись" по каменистому морскому пляжу, который накрывает волнами. Затем попробовать добраться к дороге через колонии птиц, болота и «прибрежную пущу» малины, крапивы и другие заросли, что пришлось мне пройти в самой северной части мыса Самбии. Или же «прогуляться» под пронизывающим ветром и проливным дождём по главной автомагистрали страны или по шоссе с Эльблонга в Пасленк вокруг озера Дружно. Этот участок трассы, а также другие, не пройденные этапы, я восполнила следующим летом. А шоссе с Эльблонга было что-то на подобие «ещё раз, ещё раз, ещё много-много раз», как на трасе с Торуня, так как был такой дождь и ветер, что плащ не защищал меня, ведь я несла рюкзак. Было холодно, сменила одежду и дважды носки, но и это не помогало, и именно на этом участке дороги я отпарила стопы. А что касается плаща, то фирма, которая начнёт производство плаща с «горбом» для рюкзака - соберет сливки.
Временами, под тёплым дождём и на более пустых дорогах, я бродила как по ручью, то в одну, то в другую сторону дождевого потока. Я получала от этого огромнейшее удовольствие. Но чаще, во время ливня, всё что на мне было, выглядело так как только что со стиральной машины без центрифуги, и в течении ночи не успевало высохнуть. Тогда на носки я надевала кулёчки, что бы не промокли от обуви. Когда заканчивался дождь, тогда этот метод становился бессмысленным, потому что обувь высыхала по дороге. Но даже когда дождь всё ещё лил, это ничего не меняло, потому что кулёчки во время марша лопали, а носки со временем и так были мокрыми. Ночуя в Торунском студенческом общежитии, я постирала и высушила одежду, что показалось мне не реальным. Сам "вход" в Торунь был неимоверным, потому что, войдя на старый мост в старом городе, с его правой стороны было видно только высокие деревья. Моментом позже, как будто бы в театре, приподнялся занавес, и появилась панорама города.

Что касается питания, то ела в пути. Маршируя много часов, очень часто просыпался аппетит на какое-то пирожное. Ну и тогда покупала себе дрожжевые булочки и «пожирала» сразу несколько булочек или других сладостей.

Когда 13 сентября, я вышла к Гданьскому побережью, на берегу не нашла ни одного янтаря. Зато когда сошла с пляжа, и прогуливалась по прибрежному парку, стала свидетелем Гданьского сафари. С кустов выбежали кабаны с поросятами. С головокружительной скоростью они пробежали через тропинку и исчезли в зарослях.

Местности на этапах: Praha, Sadská, Kopičák, Hradec Králové, Jaromĕř, Nové Mĕsto nad Metují, Jeleniów, Polanica Zdrój, Kłodzko, Kamieniec Ząbkowicki, Jordanów Śląski, Pustków Wilczkowski, Wrocław, Widawa, Dobroszyce, Cieszyn, Przygodzice, Kalisz, Kamień, Gadówek, Stare Miasto, Kazimierz Biskupi, Skulsk, Inowrocław, Kawęczyn, Toruń, Grzywna, Chełmno, Grudziądz, Kwidzyn, Malbork, Dzierzgoń, Jelonki, Elbląg, Frombork, Braniewo, поездом до Калининграда, автобусом до Пpимopка, и дальше Янтарный, Филино, микроавтобус до Калининграда, автобусом до Elbląg, дальше до Kwidzyn, Małe Walichnowy, Tczew, Pruszcz Gdański, Gdańsk, Starzyno.
Исключением является Калининградская область, где я преодолела только западное побережье Самбийского полуострова в связи с тем, что нет пешеходного перехода на границе. Так же и во времена Янтарного пути, что бы не удлинять дорогу, скорее всего, пользовались флотом, и не обходили Калининградский залив.

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz